Кялагаи под прицелом/ Kelagai gunpoint

Еще 2014 году я участвовал в “Artim İnvasion Museum 2014”, куратором которого была Сабина Шихлинская. Проект дал нам много шансов узнать больше о наших истоках, прошлом, нашем искусстве. Мы посетили такие места как Шеки, Гянджа, Баскал, Гобустан, Атешгях и т.д. На основе того что мы увидели и познали, мы должны были сделать работы. Одно из наших культур меня зацепило в Баскале, а именно Кялагаи, которые делались там вручную испокон веков, передавая наследие от отца к сыну.  Я узнал суть этой ткани с орнаментами, эту книгу, в которой так много смысла и истории нашего народа, каждый орнамент, каждая печать как пиктограммы символизирующие свое значение. Меня впечатлила техника изготовления клягаи и обидно было слышать, что на тот момент Калагаи не пользовался спросом и им не интересовалось нынешнее поколение, меньшинство носили кялагаи, и меньшинство знали значение ее принадлежности. Мы только могли бы увидеть как их продают в различных сильно ярких цветах, не похожих на настоящее калагаи. Я начал серию дижитал работ на тему кялагаи. В одном из них мишень, символизируя иной ракурс обзора для Кялагаи хотело чтобы на него обратили внимание, достучаться о ценности его и что это не объект для уродливой деформации, не объект для изменения цветов, это наше прошлое, это история.
Другая работа называется “Dəli qırmızı gic sarı” (безумный красный яро желтый) это работа говорит за себя об изменениях традиционных цветов Кялагаи. Еще кялагаи с тетрисными играми- все помнят популярную игру тетрис от детей до взрослых хотелось бы чтоб и кялагаи так же знали, помнили.
Что радует, то что кялагаи был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия 26 ноября 2014 года на 9-м заседании Межгосударственного Комитета ЮНЕСКО.

Traditional Azerbaijani garment Kalaghai is the soft, silk headscarf with various botanical, isomorphic and geometrical ornaments; buta, peacock, rose, daffodil, carnation, tulip, lily, pomegranate, quince, plum blossoms and various shaped leaves on it. It has been included in the representative list of Intangible Cultural Heritage on November 26, 2014 at the 9th session of UNESCO’s Interstate Committee. Kalaghai has been considered one of the inseparable parts of traditional Azerbaijani garment since the third millennium B.C. The composition consisting of botanical and geometrical ornaments has symbolic and mysterious characteristics as a whole. It interprets great significance and passes this spirit from generation to generation. In a traditional Azerbaijani wedding ceremony, the bride wears a red kalaghai, which covers her face and embraces her body. The bridegroom’s shoulders are also covered with a kalaghai. Every color of the kalaghai is related to an event or the age of the person: If there is any grief in a family, people wore dark-colored kalaghai (the dye was made of walnut); single young women generally wore light-colored scarfs (e.g. whitish color was made of the shell of apple tree) and so on. These ornaments were created on special wooden figures, solid woods called mold (made of pear or walnut trees) or little steel plates. The production, dyeing and decorating processes of the silk were conducted in batik method.

Comments

comments